Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Главная


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Ольга Гусарова (Моховая)

фотография Ольги Гусаровой О себе
О мюзикле
О спектакле "Иисус Христос - суперзвезда"
О спектакле "Шиворот-навыворот"
О зрителе
Интервью
Роли в театре
Фотографии

Уникальная возможность!!! Вы можете задать интересующие Вас вопросы Ольге Гусаровой по адресу art_musical@nm.ru и получить на них ответы на нашем сайте.

О себе

Моя бабушка - Антонина Павловна Моховая - больше сорока лет проработала в театре имени Гоголя костюмером. Стоит ли говорить, что все мое детство прошло там! И многих из тех, кто сейчас работает в театре имени Моссовета, знала еще ребенком. Александр Сергеевич Пашутин, Лев Федорович Лосев (ныне покойный), заведующая пошивочным цехом - Марья Ильинична Кувшинова.

Без театра я же не могла просто существовать! Я носилась по нему и готова была делать буквально все, что только возможно! И, естественно, у меня появилась мечта поступить в театральный институт. А мама хотела для меня, конечно, спокойной жизни и говорила, что, во-первых, артистов пруд пруди, во-вторых, они сидят все время без работы, а в-третьих, меня не возьмут. И вот после школы я проучилась три года во ВГИКЕ на экономическом факультете, и тайком пошла поступать в Щукинское училище. Меня приняли со второго раза. В первый я срезалась на этюдах, и это было ужасно, потому что я была уже уверена, что поступлю. Надо было отсеять всего несколько человек, меня не взяли из-за девочки с похожей фактурой. И я была в шоке! Но зато, посмотрев, как и что, на следующий год я шла, как мне казалось, "во всеоружии". У меня было пять проз, двадцать стихов и две или три басни, но зато на любой вкус! Хотите лирическое - пожалуйста, хотите Маяковского - пожалуйста! Мой будущий педагог Павел Евгеньевич Любимцев (знакомый всем по передаче "Записки натуралиста") сказал мне: "Читай Бродского - не ошибешься!" Так я и прошла "с Бродским" в мое любимое училище с его "легкой руки".

Я была уже взрослая студентка, считавшая поступление своим счастьем, старалась ничего не пропускать. Я вообще патриот Щукинского училища и считаю, что оно одно из лучших учебных заведений в мире! И годы, проведенные в нем, это самое прекрасное время, потому что потом нигде с тобой так не носятся, как в институте. У нас были замечательные педагоги, и я до сих пор поддерживаю связь с ними, со своими однокурсниками, к сожалению, не так часто, как хотелось бы - нет времени. 23 октября (день рождения ВТУ им. Щукина) каждый год мы все встречаемся в училище, и вспоминаем, рассказываем как у кого в театре! Наш курс был дружный: не было зависти, интриг. Были, конечно, романы, много семей вышло оттуда, много семей там же распалось, но это было замечательное время, у всех сохранилось теплое отношение друг к другу. Мне до сих пор вспоминаются ночные репетиции, бесконечные самостоятельные отрывки! Это было так здорово..., и какая-то даже изначально условная мистика - на сцене свет, а вокруг темно! И моя мама говорила, что у нас было не учение, а сплошное развлечение. Я с ней согласна: если работа любима, то она одновременно и хобби.

В мюзикл же я попала случайно. Я специально им никогда не занималась. Очень любила "АВВА", переписывала все, что только могла достать, и пела вместе с ними, чем доводила всех окружающих "до ручки". Потом начала увлекаться в основном западной музыкой, а нашей избирательно. Мне нравилась Ольга Кормухина, Инна Желанная, Шевчук, "Воскресенье". Считаю выдающимися для отечественной музыки ранние альбомы Пугачевой. И я что-то перенимала в манере петь у многих любимых певцов, экспериментировала с голосом. В училище вокалом мы особенно не занимались. Да, занятия были, но обычным порядком - раз в неделю. Больше упор был на сценодвижение и танец, поскольку актер всегда может выйти из положения и что-то ритмично проговорить. Когда же я попала в театр имени Моссовета, то многого не знала. Например, что существуют различия между простым и микрофонным пением, что микрофон дает компрессию, добавляющую тона, делающие голос менее приятным, или наоборот обогащающие его. И я до сих пор иногда жалею, что в свое время не занималась классическим вокалом с педагогом, потому что голос можно было развить в этом направлении. Ведь академическую постановку технически нужно осваивать со специальным педагогом, и многое, конечно, зависит от способностей актера к имитации, к копированию. Это очень важно, поскольку звук ведь можно выдавать разный: расщепленный, круглый, прямой, вибрирующий. Все зависит от того, насколько строение резонаторов, гортани и связок приспособлено к пению.

У меня, признаюсь честно, сначала проблемы с голосом существовали: петь с друзьями и репетировать часами не одно и то же. Тяжело было петь по пять часов в день - голос с непривычки срывался. Я жила на леденцах и полосканиях. Вообще, на спектакль надо всегда внутренне собираться, и уметь петь всем телом. И  вот сколько я уже играю, столько замечаю, что голос лучше всего звучит в конце спектакля и после него. У меня часто такое ощущение, что всё - спектакль закончился, а я могу сразу еще один сыграть! Конечно, чем чаще поешь, тем лучше, потому что в любом деле нужен постоянный тренинг, а здесь особенно. У меня получилось как раз плавное перетекание из одной работы в другую: сначала "Иисус Христос-суперзвезда", затем "Шиворот-навыворот", а затем "Игра". О последнем спектакле я вспоминаю с большой грустью. Мы с Наташей Громушкиной должны были вводиться в "Игру" вторым составом. Мы репетировали в целом около трех лет, но, поскольку спектакль плохо шел, по сравнению с очень удачными "Супрезвездой" и "Шиворотом" (так считало руководство театра), то целесообразность ввода отодвигалась, пока спектакль не сняли с репертуара. Очень жаль, что это произошло, потому что музыкальный материал был очень интересный. Музыка - это часть моей души. Спасибо Богу, что дал изначальные задатки, а дальше - уже желание и труд. Бросают в воду - плыви, а то утонешь.

И вот так постепенно я освоила вокал практически. Потом уже начала интересоваться теорией, терминологией. А, когда я попала к профессиональному педагогу - проректору джазово-эстрадного училища (он был руководителем по вокалу в спектакле "Игра"), то я спросила: "Владимир Христофорович, как мне голос поставить?" На что он ответил: "Что ты? Да я тебе наш диплом могу спокойно дать!" Вот так и получилось, что практика мне сама голос поставила.


О мюзикле

Мюзикл - это достаточно молодой жанр по сравнению с другими театральными жанрами. Он появился только в 20 веке и, естественно, несет в себе особенности того времени, когда он возник. Я думаю, что наибольшее число технических, массовочных, компьютерных эффектов в театре было привнесено именно для использования в нем, потому что опера, балет в чистом виде подразумевают на первом месте классический вокал, музыку или хореографию. Они не нуждаются в сложных технических эффектах. А мюзикл предполагает, казалось бы, более легкий музыкальный материал по сравнению с академическим пением или танцем, но требует такое владение дополнительными приемами, которым обладает только поющий драматический актер. И мюзикл изначально, как мне кажется, предполагает синтез, набор каких-то компонентов, которые бы все вместе давали зрелищное, запоминающиеся и не очень тяжелое для зрителя шоу. Даже, если мюзикл с плохим концом, например, "Вестсайдская история", это все равно получается менее трагично, чем "Ромео и Джульетта". Почему? Потому что музыкальный спектакль несет в себе элементы праздника. В связи с этим можно простить, я думаю, актеру огрехи техники вокала по сравнению, предположим, с оперой. Здесь есть масса других необходимых способов существования на сцене... и, когда, некоторые мюзикл, да и в целом музыкальный спектакль вообще, называют "ширпотребным" жанром, популяризованным "для толпы", это, наверно, отчасти так, поскольку это - ЗРЕЛИЩЕ!

Что касается того, кого же в мюзикле считать главным, честно скажу, - режиссера, потому что утверждение актеров на роли, создание общего рисунка, поиск решения - это его задачи, а вот насчет того, что главное в этом жанре, - сложно решить. Мне кажется, что пение, пластика, игра на уровне - это все безусловно, но нужен блестящий режиссер, который сможет сотворить из всех компонентов и драматургии то, что будет нравиться зрителям - интересный мюзикл.


О спектакле "Иисус Христос - cуперзвезда"

Меня в театр имени Моссовета привел Антон Деров. Мы с ним друзья детства. У нас было много общих увлечений, но самое любимое - петь вместе под гитару. Это было "кухонное пение", как он любил говорить.

И вот, когда я уже училась на 1-ом курсе в "Щуке", а Антон на последнем в Гнесинском училище, он как-то звонит мне и говорит: "Оля! Я - в "Иисусе" Иуда!" А я видела премьеру этого спектакля, и мне очень понравилось, хотя до этого просто не верила, что это в России может состояться. Я же эту рок-оперу знала наизусть на английском еще со школы: пластинка с "Jesus Christ" в буквальном смысле ходила по рукам, и поочередно мы ее переписывали. Проходит буквально полгода и прибегает Антон: "Оля, срочно побежали в театр. У нас Магдалины нет!" Так сложилась ситуация, что одна актриса уходила в декрет, а другая уходила вообще. Я испугалась: "Как же? Я только второй курс заканчиваю. Меня никто не возьмет!" Но, оказывается Антон со всеми поговорил, и меня пригласили показаться. Через некоторое время меня вызывают в училище и спрашивают: "Что такое? Это что за работа в театре?" Училище ведь при Вахтанговском театре, и студенты работали, как правило, в нем, в основном в массовках. Но мне все-таки разрешили, и я пошла пробоваться. Пела на английском языке. После прослушивания две недели были репетиции, а затем надо было уже ехать на гастроли. Я помню, что стояла и плакала: "Антон! Я не могу поверить!" А он: "Представляешь, мы в пионерлагере капустники устраивали, а теперь стоим здесь и устраиваем "капустник" на полторы тысячи мест!"

Я недавно читала статью, посвященную юбилею Уэббера, где была попытка понять, почему же его рок-опера "Иисус Христос-Суперзвезда" имеет такой успех. Ведь сами создатели не предполагали такого. "Иисус" - это же пять лейтмотивов, положенных на упрощенный библейский сюжет, предназначенные для исполнения рок-бэндом, плюс партитура для классического оркестра. Вроде бы ничего особенного - некая музыкальная компиляция из ранее написанного в духе моды конца шестидесятых, содержащая очень простые и легко запоминающиеся мелодии! Есть мнения, что популярность пришла к произведению благодаря неординарному сюжету, но я с этим не совсем согласна. Существует множество произведений на тему Библии, но, пожалуй, ни одно из них не имело подобную фантастическую популярность. Мне кажется, что так сложились обстоятельства пространства и времени: музыкальные настроения начала 70-х, заявление "Битлз", что они популярнее самого Христа, свободные взгляды на жизнь, потребность отойти от буржуазной морали и мода на эпатаж. Это все сошлось в один момент и совпало с написанием мюзикла Уэббера и Райса, и стало суперпопулярным на многие годы. Думаю, что наш спектакль будет идти очень долго. Я работаю в нем уже восемь лет, каждый раз - Слава Богу! - аншлаг, и постоянно обновляется зрительный зал, приходят молодые ребята, которые в жизни слушают другую музыку, но услышав "Иисуса", говорят, что - да, это классно!


О спектакле "Шиворот-навыворот"

Когда я услышала, что один из авторов - чудесный композитор Геннадий Гладков, мне было безразлично детский это спектакль или взрослый - мне хотелось в этом участвовать! Я считаю, что "Шиворот-навыворот" очень удачная работа: и сюжет, и музыка, и режиссура здесь просты, но интересны. Пережили мы с ним конечно много трудностей: менялись режиссеры-постановщики, актеры, но конечная задача была сделать это достойно, поэтому работали, несмотря ни на что, единой командой.

Работать для детей сложнее, потому что они реагируют всегда честно, искренне и без экивоков, если что-то не нравится или наоборот нравится, поэтому актер тоже должен выкладываться полностью, чтобы дети верили в сказку! А какие вещи у нас происходят на спектакле - так это вообще отдельная история! Вот были как-то на гастролях в Челябинске, так, когда появлялся Дракон, детей от страха просто уносили! Они плакать начинали громче, чем фонограмма! А однажды у нас оборвался трос качелей, и мы допели с расширенными от ужаса глазами и дикими улыбками на лицах, делая вид, что все в порядке!


О зрителе

Я люблю умного зрителя, хотя обычно и какой сегодня зал понимаешь уже после спектакля! Его надо в любом случае завести! И, если ты делаешь все профессионально, то это очень легко, потому что, если человек пришел в театр, то он его любит, а значит, заранее скорее настроен позитивно ко всему происходящему.

Очень, конечно, приятно, если в нужном месте у зала происходит нужная реакция, потому что музыкальный спектакль сложен не только с позиций игры или вокала, но и с чисто технической стороны. Надо уметь петь под минус-фонограмму, потому что, если у артиста что-то с голосом, звукорежиссер старается тебе помочь, как-то, но что реально он может сделать? Только тебя выровнять более-менее по звучанию, а остальное уже сам. Вот живой оркестр - другое дело: где-то актер голос задержал - оркестр это уже подхватил! Зато и играть он должен как один, а то слышен страшный разнобой.

Надо уметь работать и с радиомикрофонами: аккумулятор весит грамм двести, голову сжимает металлический обруч-кулиса, сам микрофон постоянно цепляется за все, что только можно - за декорации, волосы! Потом, через некоторое время кажется уже, что ты с ним родился, а до этого приходится помучиться, чтобы привыкнуть и не замечать его..

Обожаю, когда в финале зажигается свет, и видишь горящие глаза зрителей,... вот как будто все глотнули немного шампанского! И, конечно, в такие моменты понимаешь, что это все стоило того, что это интересно не только тебе, но и тому, кто пришел! А вдвойне приятно, когда спрашивают: "Почему так быстро все закончилось?"


Интервью

От бабушек до Марии Магдалины. "Вечерний клуб" 1 августа 1995 г.

Роли в театре

Театр имени Моссовета:

"Иисус Христос - cуперзвезда" (Мария Магдалина) 1993 г.
"Шиворот-навыворот" (Алена, Дочь Дракона) 1995 г.
"Заповедник" (Таня) 1998 г.

Творческое объединение "АТУМ":

"Потоп" (Летиция) 2000 г.


Фотографии

Ольга Гусарова.
Ольга Гусарова.
Ольга Гусарова.
Наталья Громушкина и Ольга Гусарова.
"Иисус Христос - суперзвезда". Мария Магдалина (О. Гусарова).
"Шиворот-навыворот". Дочь Дракона (О. Гусарова).
"Шиворот-навыворот". Дочь Дракона (О. Гусарова).
"Шиворот-навыворот". Дочь Дракона (О. Гусарова).
"Шиворот-навыворот". Дочь Дракона (О. Гусарова), Иван (Э. Степин), Алена (И. Климова), Подружка (О. Силаенкова).
"Шиворот-навыворот". Алена (О. Гусарова).
"Потоп". Лицци (О. Гусарова), Бир (А. Осипов).
"Потоп". Лицци (О. Гусарова), Бир (А. Осипов).
"Заповедник". Таня (О. Гусарова), Борис Алиханов (Д. Журавлев).

© Мюзикл Арт Проект, 2001 - 2003.
Вся информация, размещенная на сайте, является собственностью создателей. Использование материалов сайта в любом виде запрещено и является нарушением прав интеллектуальной собственности.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru