Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Главная


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Он не Иуда

"Российские вести", 17 мая 1994 г.

"Да-а, перевелись универсальные актеры. Уже нет таких, чтобы и пели, и танцевали, и при этом еще играли хорошо". Как часто я слышу подобные утверждения. Но неправда ваша, господа критики, не перевелись еще на Руси таланты. Есть кому защитить изрядно потрепанную честь нашего Отечества. Вот, например... Актер Театра имени Моссовета Валерий Яременко. Еще года три-четыре назад это имя мало кому о чем-нибудь бы сказало. Сейчас его уже знают многие. А в недалеком будущем, уверена, о нем заговорят, как о том самом искомом "универсальном актере".

Известность буквально обрушилась на Валерия Яременко после исполнения роли Иуды в знаменитейшей рок-опере всех времен и народов "Иисус Христос - суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера, поставленной Павлом Хомским в Театре Моссовета в 1990 году.

В свое время об этом спектакле писали. Впрочем, такое событие в театральной жизни Москвы могло бы вызвать куда больший резонанс и куда больший интерес. Так или иначе, статьи были. Ругательные и хвалебные (в основном, ругательные, потому что наши критики стали слишком часто трактовать свою профессию буквально), плохие или хорошие, - все они сходились в одном: Валерий Яременко в роли Иуды чрезвычайно интересен.

Он действительно создает на сцене Образ, что в музыкальном спектакле, а тем более в рок-опере, трудно вдвойне. Яременко не зацикливается на пении и танце, а играет, и поэтому у него все получается не вымучено, как у певца-непрофессионала, а естественно, как и должно быть у настоящего артиста. Сам он не отрицает того, что никогда не учился танцевать, но способен создать иллюзию как драматический актер.

Мне не довелось видеть знаменитую бродвейскую постановку "Суперзвезды". Но, как я слышала, там не было эффекта настоящей драмы, сыгранной настоящими актерами. Была рок-опера, классно спетая и отплясанная известной на весь мир бродвейской труппой. В нашей, кстати говоря, очень неплохой постановке музыка весьма успешно сочетается с драмой. Это и есть главный принцип игры Яременко.

В спектакле он, что называется, и к месту, и ко времени. Актер беспрерывно в движении, ни минуты не дает расслабиться ни себе, ни зрителю. Его Иуда - сплошной комок нервов - в должной степени контрастирует с Христом, спокойным и прекрасным (которого я от всего сердца рекомендую вам смотреть только в исполнении актера Театра на Таганке Олега Казанчеева, если вы не хотите начать исповедовать буддизм).

Но все же, несмотря на столь разительный контраст, между Иудой и Иисусом существует, безусловно, задуманная автором либретто Тимом Райсом и переводчиком Ярославом Кеслером, связь, некий внутренний диалог, который только снаружи выглядит как конфликт, а на самом деле есть не что иное, как настоящая любовь и всепоглощающая ревность двенадцатого апостола к своему учителю.

Иуда у Валерия Яременко - нечто среднее между этим персонажем у Райса и Леонида Андреева, эдаким положительным Сальери и обычным человеком, избранным для того, чтобы совершить предательство, за которое он "будет проклят во веки веков". Сам Тим Райс говорил: "Я не пытаюсь оправдать Искариота в своем либретто, а лишь хочу сказать, что каждый из нас мог бы очутиться в подобной ситуации". Наверное, этими словами и неоднозначной трактовкой образа Валерием Яременко можно объяснить то, что зачастую неизменные овации в Театре Моссовета звучат громче, когда на поклоны выходит Иуда.

Да, роль Иуды пока самая известная роль Яременко. Но часто популярные роли лепятся к актерам, как ярлыки. И кого бы и как бы хорошо они ни сыграли впоследствии, зрители все равно помнят только ту самую роль. По-моему, это задевает артиста, и мне бы не хотелось, чтобы всегда такие разные и оригинальные образы, созданные Валерием Яременко, забывались, когда речь заходит об Иуде.

За восемь лет работы в Театре Моссовета у него было еще много возможностей доказать, что уж кто-кто, а он не является актером одной роли. "Братья Карамазовы", "На бойком месте", "Журавль", "Кафе Превера" - вот только некоторые спектакли, в которых работал Яременко.

В ноябре 1993 года на сцене Театра Моссовета прошла премьера. Спектакль "Рюи Блаз" по Виктору Гюго, поставленный французским режиссером Кристианом Ле Гийоше. И опять Яременко - в роли дона Цезаря де Базана - выделяется из общей, довольно тоскливо-сентиментальной атмосферы этой постановки. Он выгодно контрастирует с Рюи Блазом, которого играет хороший актер Андрей Ильин, но который к концу спектакля уже порядочно надоедает зрителю своими переживаниями и страданиями. А при появлении смешного и жизнерадостного дона Цезаря зал заметно оживляется.

Может быть, я не права, но мне почему-то кажется, что образ этого благородного разбойника, не способного мстить женщине, но всегда готового дать отпор вооруженному мужчине, вальяжного и вместе с тем немного сентиментального, очень подходит Валерию Яременко и вполне может стать его амплуа.

Говоря о премьерах, нельзя не сказать о его последней работе. Недавно, в начале апреля, на "Сцене под крышей" Театра Моссовета режиссером Б. Мильграмом был поставлен спектакль "Школа жен" по Мольеру. Вот уж к такой постановке не придерешься ни с какой стороны, как ни старайся. Все здесь прекрасно - и режиссура, и великолепная игра всего актерского состава, и музыкальное оформление, и костюмы.

Новая роль Яременко - совершенно новый образ Кризальд. Автор - не автор, персонаж - не персонаж, он вроде бы ведущий спектакля, а вроде бы и участник действия.

Спектакль целиком и полностью музыкальный. Яременко много поет, одинаково успешно и с микрофоном, и без него. Есть у него и возможность проявить свои драматические способности. Ее он тоже использует по максимуму. И результат: очень смешно, очень весело, очень оригинально, куча цветов, аплодисменты и крики: "Браво!". Зрители расходятся довольные и отдохнувшие. И думаешь: "Жалко, что в зале всего-то чуть больше ста мест".

Что же касается кинокарьеры Валерия Яременко, то она только начинается. Он снялся в небольших ролях в фильмах "Семь сорок", "Трактористы-2", в еще не законченной картине Геннадия Полоки "Возвращение "Броненосца" и нескольких других лентах. Но, конечно, его потенциал еще и не начинал использоваться режиссерами. Он может быть находкой и для мюзикла, и для комедии, и для приключенческого фильма, и для серьезной картины.

В своем интервью Яременко сказал: "Не соблазняет меня кино. Только, если бы позвал мастер..." Я уверена, что скоро ситуация в отечественном кино изменится, и мастера будут поглощены поиском не богатых спонсоров, а хороших актеров. И ходить им далеко будет не надо.

Екатерина Тирдатова.


На страницу Валерия Яременко

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru