|
|
|
|
|
|
|
|
Недолго мюзиклы играли"Русский курьер" № 54, 28.07.03.Теракт в Тушине стал лишь предлогом к отмене "Нашествия". Истинные причины свертывания мега-рок-фестов кроются скорее в ослаблении интереса спонсоров к такого рода мероприятиям. Трагедия на Дубровке фактически похоронила "Норд-Ост". Следом за ним со столичных подмостков сошли и другие проекты. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что своим закатом мюзикальная экспансия обязана вовсе не террористам Мюзиклы пришли на московские площадки совсем недавно и потому, наверное, еще не успели как следует расплодиться. Начиная с 1999 года, когда на сцене Театра оперетты был запущен проект "Метро", их было семь. Судьбы у них разные. Однако после событий на Дубровке, унесших жизни более 150 человек, кажется, что терроризм подорвал самые основы жанра. Так ли это? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим, что такое московский мюзикл, с чего он начинался и к чему пришел. Жанр мюзикла в мировой практике имеет ряд специфических признаков. Во-первых, солидный бюджет: развернутая кампания по продвижению проекта - реклама, видеоклипы, аудио- и видеозаписи, изготовление и продажа сувениров и т.д. Во-вторых, режим проката - ежедневный, пока спектакль приносит доход. В-третьих, современная постановочная технология, световое и звуковое оборудование, машинерия, спецэффекты. И наконец, точная калька при воспроизведении - каждый мюзикл переносится на другую сцену в виде буквальной копии. Есть и художественные принципы, но это - отдельная тема. Внимательно присмотревшись к перечисленному, нетрудно понять, что в таком варианте жанр мюзикла оказывается жизнеспособным только в условиях определенной экономической ситуации, к которой мы пришли лишь недавно. Итак, "Метро". Значительные вложения. Точная калька с польского оригинала, более или менее успешно реализованного на Бродвее. Невероятно удачный роман с Театром оперетты - и как результат, компромиссный режим проката: двухнедельные блоки. Тогда это было политической необходимостью - директор театра Владимир Тартаковский, сопродюсер проекта, не хотел разрушать репертуар Московской оперетты. В следующем проекте "Метро Энтертейнмен" - Notre Dame de Paris (2002) - этот режим сохраняется и подтверждает свое преимущество перед ежедневным: Москва не Нью-Йорк и не Лондон. Безошибочен и выбор музыкального материала - сладкий, лирический, минорный "шансон" Коччианте абсолютно адекватен русскому уху. Это вам не чужеродный бродвейский джаз. Сегодня Notre Dame de Paris продолжает жить и приносить доход. И никакой теракт этому не помешал. Был период, когда "Метро" и Notre Dame... игрались параллельно. Затем "Метро" сняли. Но вовсе не из-за угрозы взрыва. Просто оно исчерпало себя. И это нормально: стандартный век мюзикла - 2-3 сезона. Чаще - меньше. Редко - дольше. Такие долгожители, как "Кошки" Уэббера (18 лет в Уэст-Энде), - исключение, а не правило. Когда получилось у "Метро", всем тоже захотелось. "Росинтерфест" попытал счастья с "Дракулой" Карела Свободы. Но что-то не срослось. То ли денег на рекламу не хватило, то ли изначально финансовую схему выстроили неправильно. "Дракула" не долго пугал зрителей и незаметно сошел со сцены зала "Академический". Это была банальная ситуация провала проекта. Еще один адаптированный мюзикл - "42-я улица" - демонстрирует классический образец бродвейского жанра. С точки зрения автора этих строк - лучший проект в номинации "Мюзикл" на сегодняшний день. Американские артисты, отличный оркестр, классные костюмы и декорации. Этот проект пострадал от рикошета с Дубровки более всего. Во-первых, спектакль игрался одновременно с "Норд-Остом". В СМИ просочилась информация, что первоначально теракт планировался именно в Московском дворце молодежи во время представления "42-й улицы". Американские артисты были очень юными, за них самым естественным образом испугались их родители. Проект прервался раньше планируемого срока. Как будто бы все говорит о том, что причина - в трагедии "Норд-Оста". Но это не так. Зал был полупустым уже спустя полтора месяца после премьеры. И не потому, что спектакль был плохим, повторю, он был лучшим среди прочих в этом жанре. Просто продюсеры не учли специфику московской публики, которая слабо воспринимает стилистику музыки Харри Уоррена, аранжированной для традиционного джаз-бэнда, и хореографии Гувера Чэмпиона. И уж тем более не воспринимает текст на английском. Так что "42-я улица", не выдержав ежедневного режима проката, закрылась бы в любом случае - если не в январе, как это произошло, то уж весной точно. Эта участь, кстати, постигла и другую кальку - "Чикаго". Здесь продюсеры Алла Пугачева и Филипп Киркоров пошли более грамотным (в коммерческом смысле) путем. Во-первых, мюзикл шел на русском, так что все пошлости, столь радующие слух непритязательного зрителя, были доступны и понятны. Во-вторых, они применили тяжелую артиллерию - участие самого Филиппа и Лолиты, что должно было бы привлечь любителей попсы. И все равно специфическая музыка Кандера не повергает в восторг русское ухо. А гениальная хореография Боба Фосса категорически не дается нашим танцорам. Тут еще как назло вышел прекрасный американский фильм, засветившийся на "Оскаре". В итоге в Театре эстрады, труппу которого его худрук Геннадий Хазанов разогнал ради "Чикаго", - полупустые залы. И международные террористы, на совести которых много грехов, вряд ли повинны в этом. Уже после всех ужасов Дубровки, когда многое стало забываться, появились "Иствикские ведьмы" в Театре киноактера. Разумные продюсеры использовали опыт "Метро". Спектакль играют в оптимальном режиме - ежемесячно недельными блоками. Пока он в прокате, хотя чудовищная по бездарности музыка Даны П. Роу ставит в недоумение даже неискушенную публику. Мой прогноз: "Ведьмы" продержатся не более сезона. "Норд-Ост", восстановленный в феврале, едва дотянул до 10 мая, когда закончился срок действия контрактов с артистами. Зал собрать так и не смогли, хотя спектакль вырос, стал более совершенным в художественном отношении. Сейчас у него гастроли, но на московской сцене его не возобновят. Уничтожил его теракт или он внутренне исчерпался, сказать трудно. В этом проекте далеко не все безупречно, но говорить сейчас об этом не вполне кстати. Во всяком случае, его опыт бесценен, потому что он - единственный из всех мюзиклов Москвы - наш собственный, не заимствованный. Именно за такими мюзиклами будущее. Дело только за умным продюсером, который, проанализировав опыт, сложившийся сегодня на российском рынке мюзикла, возьмет от каждого лучшее. И вот тогда мюзикл вступит на новый виток развития. Екатерина Кретова |