Rambler's Top100
Мюзикл Арт Проект

Штрихи к жанру


[Штрихи к жанру][Создатели мюзикла][Актеры мюзикла][Гостевая книга]

Штиль при норд-осте

Новый русский мюзикл как реинкарнация соцреализма

"Дом актера", декабрь 2001 г.

"Норд-Ост" стал событием культурной жизни уже потому, что его стартовый бюджет составил 4,5 мил. долларов США. Такие деньги, вложенные в отечественный мюзикл, в советский сюжет, в наших композиторов, художников, исполнителей, а главное - в наших же продюсеров - прецедент, которого страна не забудет.

"Национальная гордость великороссов будет возрождаться с мюзиклом!" - точно произнесли чьи-то государственные уста и позволили этому чуду случиться. Продюсер Александр Цекало проговорился в одном из интервью, что власти покровительствовали проекту, увидев за ним не только коммерческие успехи, но и победы на невидимом идеологическом фронте. Побить Америку ее же оружием, на ее же традиционной территории - это вам не щи хлебать! На это только сверх-держава отважиться может.

Вооружившись знаменитым девизом Саньки Григорьева и парой миллионов, отважные продюсеры поехали на разведку. Проинспектировав с десяток американских и европейских аналогов, они сделали ставку на типовые производственные и прокатные схемы и полную оригинальность в художественных конструкциях. Индустрия мюзикла заработала.

Сначала они молчали. Никто не знал ни принципов кастинга, ни имен исполнителей, вообще - ничего. Концепция PR резко отличалась от той, что мы знали по работе над мюзиклом "Метро", когда чуть ли не весь процесс кастинга, каждый репетиционный шаг, каждый новый исполнитель становились сюжетом для телевизионного интервью.

Интрига создания "Норд-Оста" заключена в другом - реализовать миф, обоюдно лелеемый властью и обществом. Миф о единой и неделимой истории государства - от царской империи и СССР до свободной России. Миф, так ярко отразившийся в истории с принятием нового старого гимна. Музыка играет - душа трепещет. В "Норд-Осте" - и слова старью (все, пережившие советское детство, зачитывались романом Каверина "Два капитана"), да и музыка вполне наша, советско-кээспэшная, музыка туристических слетов у костра и милых домашних посиделок с гитарой. Душа хоть и не трепещет, но радуется. Для того, чтобы этот миф сработал, не нужна была практически никакая реклама. Желания общества должны быть удовлетворены, а если эти желания обретают гармоническую согласованность с желаниями государства, то успех становится неизбежен.

Не Иващенко с Васильевым первые придумали эту стратегию успеха. Учась у своих советских и американских предшественников, они просто применили ее на территории самого массового вида театра - на территории мюзикла.

Нехитрые, но беспроигрышные режиссерские ходы работают на идеологию этого зрелища. В "Норд-Осте" коммунальная квартира предстает в духе Булгакова и Эрдмана, дети и подростки существуют точно в фильмах Ролана Быкова или Николая Губенко, исполнитель Николая Татаринова (единственная художественно полноценная актерская работа) играет в лучших традициях психологического реализма, эскимосы танцуют, как у Игоря Моисеева, светящиеся мосты, вагоны, самолеты и вздыбленные льдины превосходят самые грандиозные достижения Ленкома, а все вместе производит впечатление Выставки Достижений Народного Хозяйства.

Продюсеры знают, чем торговать, или знают заранее, что их риск обеспечен государственным интересом. На превью, то есть предварительные просмотры, стекались театральные режиссеры, продюсеры и актеры, чтобы поучиться уму-разуму. Обрядив в новые технологии старый и любимый сюжет, создатели "Норд-Оста" пытаются продать романтический пафос советского романа (лучшего и романтичнейшего из советских романов, такого хорошего, что его даже и советским-то не назовешь), читай больше - советского образа жизни, с его просторами, национальным разнообразием и героизмом. Сатирические и психологические сцены тоже приветствуются - и вот бюрократия расцветает типичными секретаршами из советских сатирических ревю, и коммунальные скандалисты привычно выясняют отношения около единственного туалета.

Мюзикл выполняет соцзаказ, то есть участвует в той глобальной стратегии реставрации, которой пропитываются сегодня все уровни общественного сознания. И вот уже всем, взахлеб читавшим "Два капитана", их родителям и родителям их родителей, которые дожили до этого светлого дня, хочется посмотреть мюзикл про Саньку Григорьева и капитана Татаринова. Само по себе это желание не сделает музыку ярче и интереснее, танцы - оригинальнее, пение профессиональнее, и не заставит всю Москву распевать запомнившиеся хиты. Зато оно - разлетится слухами и наполнит гордостью сердца, оно само по себе привлечет большую публику, которая принесет большие деньги.

Уже сейчас ясно, что "Норд-Осту" не быть прикованным к бывшему ДК у метро Пролетарская, с серыми стенами и дешевым буфетом. Ему уготована участь нашего полпреда заграницей. А иначе зачем создается его английская версия?

И вот уже наш первенец - идеологически-музыкальный десант новой эпохи - заводит свои моторы, чтобы обслуживать интересы государства. Ведь настоящая империя не может обойтись без своей любимой имперской игрушки. Когда-то эту роль скромно играл театр. Сейчас - в эпоху глобализации - должна вступить в бой тяжелая артиллерия мюзикла. Так победим!

Единственное, что так и не смогли реставрировать авторы проекта - это реальный энтузиазм поколения "Двух капитанов". Они не смогли преобразовать его даже в чисто исполнительский драйв, столь необходимый для мюзикловых массовок. И вот это-то отсутствие драйва превращает хорошо продуманный, технологически убедительный и дорогостоящий проект в дешевую имитацию того, что никак не поддается реставрации.

Алена Карась

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru