|
|
|
|
|
|
|
|
Призрак мюзикла"Известия.Ru", 29.07.01Настоящий мюзикл бродвейского типа от всего этого отличается принципиально: он явление фундаментальное. В том смысле, что декорации вмуровываются в фундамент здания и выковырять их оттуда можно только перестроив сценическую коробку. Мюзикл играют годами изо дня в день, пока валит публика, а она валит, потому что - зрелище. Проекты становятся все масштабнее и дороже: сенсационные мюзиклы строятся, как парки развлечений, поштучно, стационарно и на многие сезоны. Так возводят сейчас в Москве Театральный центр на Дубровке - дом для первого у нас стационарного мюзикла "Норд-Ост" с сюжетом из романа Каверина "Два капитана", либретто и музыкой Андрея Иващенко и Георгия Васильева, с аранжировкой Сергея Чекрыжова из "Несчастного случая". Для "Норд-Оста" перестраивают зал ДК завода "Подшипник". Спектакль впервые покажут 19 октября, его бюджет не имеет равных в истории российского театра - авторы надеются уложиться в 4 миллиона долларов. Постановку обеспечивает продюсерская компания "Линк". Прилетит волшебник в голубом У-2 Первым делом Георгий Васильев ведет в зал, где развернется жизнь Сани Григорьева от мальчика до влюбленного романтика. Стены уже облицованы акустическим покрытием, над головой зависли огромные черные мешки. - Это автоматически движущиеся прожектора, ими управляет компьютер. Видите металлические сваи? Это основания декораций. Сваи уходят на несколько метров вниз и забетонированы в фундамент. Потому что декорации весят несколько тонн, их монтаж займет месяц. Не хочу раскрывать секреты, но тут чудеса автоматики. Зрители смогут почувствовать себя на взлетной полосе или в морском порту, увидеть во всем великолепии северное сияние. На сцену будет садиться бомбардировщик У-2 времен Отечественной войны в натуральную величину. У него размах крыльев больше 14 метров! - И, как я понимаю, после этого спектакль закончится. - Нисколько. Есть еще один спецэффект для финала, но о нем вы узнаете на премьере. - А лазеры, как в "Метро"? - Лазер - техника эстрадная. А у нас спектакль, ориентированный на театральных людей. Громкого, но плоского звука, как в эстрадных шоу, не будет - несмотря на колоссальную мощность аппаратуры, у зрителя останется ощущение, что звук естественный и идет именно из той точки, где находится поющий актер. Пока еще ни одному музыкальному театру в стране не удавалось этого добиться... В фойе ребята бьют чечетку. Не степ, а чечетку, настаивает Васильев. Он уверен, что мюзикл, родившийся в Англии, может стать родным на нашей почве - как итальянское изобретение стало русской оперой. Репетируется начало второго акта - сцена с пилотами. Пилотам - от двадцати до тридцати с хвостиком. На них - треники с фирменными майками, потом будет летная форма, а микрофоны весом в 14 граммов и размером с булавочную головку спрячут в шевелюрах или складках костюмов. ("Когда-то, - рассказывает Васильев, - в театре МГУ мы придумали поделить каждого персонажа на двух исполнителей: один перед экраном играл, другой за экраном пел. Актеры освободились от микрофонов со шнурами и благодаря этой маленькой обманке мы почувствовали, что такое свобода мюзикла. Теперь такие трюки не нужны - микрофонов зритель и не увидит"). Он увидит большой эстрадно-симфонический оркестр с ритм-секцией, синтезатором, бас-гитарой. Увидит молодую труппу, собранную со всей страны. Никаких мальчиков с улицы - только профессиональные актеры. Потери понесли театр "Летучая мышь", московские оперы, театры Марка Розовского и на Таганке. За пультом - маэстро Ара Карапетян из Театра Станиславского и Немировича-Данченко. - Вы что, похищаете Ару Карапетяна из моего любимого театра?! - На некоторое время похищаем. А по-другому нельзя. Все, кто работает на спектакле, поклялись на крови. Актерского рынка для мюзикла в России не существует. И мы организовали тренинг, гоняли актеров в хвост и в гриву, заставляли заниматься ритмикой, физической подготовкой. Сейчас у нас самая профессионально подготовленная труппа музыкального театра в стране. Но далось это неимоверным трудом: многие потеряли по 5-6 килограммов веса. Бороться и искать, найти и не сдаваться Все началось с идеи репродуцировать для Москвы "Отверженных" - мюзикл "Les miserables", самый кассовый спектакль мира. Шли переговоры с компанией "Камерон макинтош", продюсировавшей такие хиты, как "Мисс Сайгон", "Призрак оперы" и "Кошки"; русские ездили стажироваться в Англию, англичане приезжали в Россию. Но за право постановки запросили деньги, которые вернуть было невозможно. Идею отложили до лучших времен. Однако "ноу-хау" были освоены, и команда Иваси решила делать свой проект. - Почему "Два капитана"? - Мюзикл - такое массивное зрелище, что мелкий бытовой сюжет там неприменим. После хоров, спецэффектов, масштабной хореографии зритель не должен недоумевать: а зачем все это было? Если говорят: фильм ценой в сто миллионов - значит, это "Титаник", "Гладиатор", "Звездные войны", не меньше. Качество зрелища, его удивительность должны быть таковы, чтобы люди на него ходили годами. "Два капитана" соединяют в себе и эпос и лирику. Три года мы с Алексеем переписывали роман музыкальным языком, причем удалось сохранить почти всю сюжетную канву. Нам помог опыт работы с бардовской песней, в которой плотность информации всегда очень велика. - Современный мюзикл слился с рок-оперой и стадионным шоу. Исчезли диалоги, но одновременно исчезла потребность в Одри Хэпберн или Роне Моуди - актеров можно менять, как кубики. И не нужны полутона: всё на уровне плаката, маски, декларации. - Особенности русского языка, традиции русского театра позволили нам ориентироваться на драматическое действие, которое поется. На Западе прибегают к речитативу - у нас скорее традиции актерского пения. Это похоже на Утесова, на Высоцкого - пение в образе. - Фрагмент с летчиками, который я видел, напоминает нашу оперетту - нечто в стиле "Белой акации". - Вы видели жанровый фрагмент, их в спектакле шесть или семь. Между ними идут развернутые драматические сцены. Каверин предлагает такой захватывающий сюжет, что люди, которым я предлагал послушать демо-версию, начинали следить не столько за музыкой, сколько за развитием действия - им было интересно. - Но четыре миллиона! Вы их надеетесь вернуть? - Чтобы вернуть кредиты, нужен год. Хотя цена билетов не будет превышать ту, что принята в "Ленкоме" или "Сатириконе". Во всем мире такая модель работает. Если она сработает и в Москве - значит, появится новый для России тип театра. И он откроет большим мировым мюзиклам дорогу на русскую сцену. Валерий Кичин |