|
|
|
|
|
|
|
|
Кухня"Алфавит" № 46, 14.11.01.Мюзикл "Норд-Ост" гастролировать не собирается. Одни только декорации весят больше шести тонн. Из-за них укрепляли фундамент бывшего ДК ГПЗ на 1-й Дубровской улице. Теперь этот ДК стал "Театральным центром на Дубровке". Название в народе пока не прижилось, но, видимо, это произойдёт в ближайшее время - мюзикл будет идти здесь два года каждый день. Организаторы (генеральный директор проекта - Георгий Васильев, директор - Александр Цекало) планируют от пяти до восьми показов в неделю, то есть по два раза в дни школьных каникул. И всё это для того, чтобы окупить расходы, для России рекордные - около 4 миллионов долларов. Музыка и сюжет"Два капитана" Вениамина Каверина идеально отвечают требованиям мюзикла - тут есть романтика дальних странствий и любовная история, колоритные отрицательные персонажи - предатель Ромашов и злодей Николай Антонович, есть настоящий герой Саня Григорьев и верная красавица Катя. Есть "русский дух" и вера в счастливый финал. Во время спектакля возвращается, утраченная, кажется, ещё в эпоху "Бременских музыкантов", способность сопереживать героям, поющим о любви. Авторы идеи, либретто и музыки, а заодно и постановщики - Георгий Васильев и Алексей Иващенко, известные в народе, как "Иваси". По признанию авторов, от их личной бардовской манеры в "Норд-Осте" почти ничего не осталось. Многие мотивы и музыкальные темы уже знакомы будущим зрителям мюзикла. "Норд-Ост" буквально соткан из перекликающихся мелодий романсов, знакомых с детства советских песен, шлягеров музыкальных кинофильмов. ЗвукФантастический. Когда выходишь на улицу, все звуки кажутся какими-то блёклыми. Зал увешан динамиками. Половина балкона занята звукорежиссёрским пультом. В любом месте партера или бельэтажа слышно одинаково хорошо. Тем не менее звук идёт со сцены, а не из стен - каждый актёр работает со своим собственным радиомикрофоном. Под сценой - оркестровая яма: 32 музыканта и дирижёр Ара Карапетян. Каждый музыкальный инструмент также оснащён микрофоном. Организаторы утверждают, что собрали лучший оркестр в городе. Всем этим хозяйством руководит Владимир Виноградов, который предпочитает, чтобы его называли не звукорежиссёром, а саунд-дизайнером. Все его силы направлены только на одно: зритель будет потрясён спектаклем. СпецэффектыДекорации Зиновия Марголина управляются компьютерами, свет и звук тоже. Это отечественная новация, в Англии, например, люстры роняют вручную. Пять тяжеленных "дорог" на стальных тросах двигаются, становясь то железнодорожными перронами, то пристанью, то коридорами министерства, то взлетно-посадочными полосами. Очень страшно, когда эти шесть тонн металла опускаются на головы актёров. Однако последние этого будто и не замечают - изо всех сил стараются отвлечь внимание зрителя, чтобы не была заметна смена декораций. На сцене, помимо бомбардировщика в натуральную величину, есть настоящий вагон и настоящий трамвай. В этом нет ничего необычного - в каждом западном мюзикле на сцену выезжает автомобиль, танк, сбрасывается десант или всплывает подводная лодка. Просто мы к этому ещё не привыкли. Нас ещё можно удивить шхуной "Св. Мария", ломающей льды, и самолётом - кстати, когда он садится на сцену, а ветер от винтов дует в зал, мурашки по спине бегают. Очень приятно. Любителям острых ощущений следует покупать билеты в первые ряды. СоставВ нашей стране индустрия мюзикла не развита совершенно. В театральных училищах актёров к такой работе не готовят. Учат для эстрады или для оперетты. Специфика очевидна: сцендвижение в мюзикле требует от актёра универсальности - необходимы пластика гимнаста, лёгкость танцора и гибкость акробата. У нас нигде не ставят необходимый для мюзикла вокал - тут не подходит академическое пение, потому что необходимо проговаривать гласные, и не спасает актёрская манера исполнения, потому что для мюзикла нужен особый кураж, джазовая закваска. Актёров для "Норд-Оста" отбирали больше года. Из нескольких сотен выбрали 36 человек взрослых и почти столько же детей. Детей в труппе много, потому что работать каждый вечер тяжело, да и уроки когда-то делать надо. У каждого взрослого актёра по два образования - собственно актёрское и вокальное. Труппа проходила тренинги в Англии - насмотревшись настоящих мюзиклов, они должны сыграть нечто подобное и на родине. Перед началом репетиций в течение двух месяцев актёры по специальной программе занимались в фитнесс-клубе. Некоторые сбросили по 7-8 килограммов. Результат очевиден - молодые, красивые актёры легко двигаются по сцене: поют, танцуют, бьют степ. Для их взаимодействия с декорациями пришлось пройти специальный курс по технике безопасности. Кто-то мрачно шутил: "Понятно теперь, для чего набрали несколько составов". Каждому из членов труппы пришлось от чего-то отказаться, потому что мюзикл - это марафон. График репетиций и спектаклей не оставляет ни времени, ни сил работать где-либо еще. В мюзикле заняты 5 актёров-swing, которые могут заменить любого исполнителя. 36 человек играют 180 ролей - в ходе действия актёры переодеваются от 4 до 11 раз, при этом на переодевание уходит около 40 секунд. Всего изготовлено 380 костюмов и столько же пар обуви, в том числе 4 пары коньков и две - лыжных ботинок. Да, да - они катаются на коньках и бьют степ на лыжах. Маша Кузьмина |